Телефон поддержки: 8-800-100-31-82
Единый портал электронной демократии Российской Федерации
Министерство связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации
Все

Рейтинг регионов

Нижегородская область 0%
Московская область 0%
Ставропольский край 0%
Калужская область 0%
Все блоги

Блоги

11 ноября
Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» (11)
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», принятый Государственной Думой 5 июля 2011 года и одобренный Советом Федерации 13 июля 2011 года, подписан Президен

Совместный общественный альтернативный проект "Концепция развития электронной демократии в России"

№ 5463

Поддержать тему
Идет сбор подписей.
Концепция развития электронной демократии в России
(общественный проект)

Слайд-презентация: http://www.slideshare.net/temychk/c-13203714

1. Вводная часть
1.1. Обобщенная критика проекта государственной Концепции
1.2. Определение электронной демократии, ее основные принципы и цели. Обоснование необходимости ее внедрения
2. Инструменты ЭД, примеры мировой практики
3. Набор и реализация инструментов ЭД в новой системе (принцип построения)
3.1. Электронное голосование
3.2. Электронные выборы
3.3. Электронный референдум
3.4. Электронные съезды политических партий и электронное подписание партийных документов
3.5. Электронное законодательство
3.6. Электронная инициатива
4. Необходимые условия для развития электронной демократии
5. Организация доступа к системе ЭД и обеспечение защиты личных данных в ней
6. Реализация механизмов принятия решений на основе системы ЭД
7. Инициативы по изменению законодательства для реализации принципов построения системы ЭД
8. Этапы внедрения представленных инструментов и механизмов в систему ЭД
9. Информирование и пропаганда
10. Оценка социально-экономической эффективности развития инструментов и механизмов ЭД
11. Заключение

Пункты 5-11 на данный момент находятся в открытой общественной разработке.
Присоединяйтесь!


1. Вводная часть

Представленная Концепция представляет собой обобщенную альтернативу проекту “Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года”, подготовленную Минкомсвязи, опубликованную и выставленную на всеобщее обсуждение 13 апреля 2012 г.
Данный документ подготавливался совместно в сжатые сроки с использованием метода краудсорсинга и представляет собой общественный ответ на опубликованную государственную инициативу по созданию модели электронной демократии (далее - ЭД).
В целом мы считаем, что саму идею реализации ЭД нужно приветствовать, но как ее планирует воплотить государство, описывая в своей Концепции, нивелирует саму ее сущность и предназначение, превращая ее всего лишь в некую виртуальную книгу жалоб и коллективных обращений.

1.1. Обобщенная критика проекта государственной Концепции

После опубликования проекта Концепции вышло ряд критических статей и комментариев на разных площадках в интернете. Мы постарались обобщить основную критику и выделить из нее общие моменты:

- Ведение разработки в закрытом режиме одним человеком.
Это тем более странно, что разрабатывался именно проект ЭД, сама суть которой - открытость и коллективность на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Наш подход: свой проект мы начали готовить 27 апреля и с первого же дня работа проходила открыто, публично и каждый имел возможность высказаться, вносить предложения, поправки или даже взять на себя подготовку отдельных разделов данного документа. Мы постарались опубликовать информацию о данной совместной разработке в большинстве социальных сетей и специализированных интернет-площадок.

- Смешение понятий и не приведенный к единому целому формат документа.

- Отсутствие понимания, что нельзя подразумевать под ЭД только лишь несколько отдельных ее инструментов.
К Концепции бы было намного меньше вопросов, если бы система, которая описывается в ней называлась бы не претенциозно “Единая система ЭД” (далее ЕСЭД), а, к примеру, “Единая система приема обращений и выставление на обсуждение отдельных законопроектов”. ЭД более широкое и глубокое понятие, которое представляет собой далеко не только эти механизмы. И, соответственно, сама Концепция не может в своем наименовании обобщать все механизмы ЭД, если она предполагает в своем описании только пару подходов-инструментов из состава ЭД.
Наш подход: постарались учесть всеобъемлющий характер ЭД, дали описание ее инструментов и механизмов. Только комплексный подход позволит воплотить прогрессивные идеи, заложенные в понятие ЭД.

- Отсутствие отсылок на мировой опыт
Без глубокого анализа действующих инструментов ЭД в тех или иных странах не обойтись для построения полноценной ЕСЭД. Это не исключает внедрение в том числе и других, более прогрессивных механизмов в разрабатываемую ЕСЭД для нашей страны.
Наш подход: основываемся на мировом опыте, внедряем как можно более комплексно и на перспективу.

- Нет ориентации на открытые и машиночитаемые форматы данных и документов, которые будут циркулировать в ЕСЭД.
Наш подход: все документы внутри системы должны быть выложены в открытых, не подлежащим лицензированию форматах. А весь текст и приложенные текстовые файлы должны быть выложены в машиночитаемом виде.

- Нет ориентации на открытые протоколы
Только открытые стандарты и протоколы позволяют обществу решить вопрос о его доверии к ЕСЭД. Если система будет реализована на закрытых стандартах, то неминуемо встанут вопросы о “подкрутке голосов” и т.п. И будут проходить красной нитью на всем процессе жизнедеятельности ЕСЭД.
Наш подход: с момента разработки ЕСЭД придерживаться принципа открытых стандартов.

- Не сформулирован принцип, по которому законопроекты и другие нормативные документы будут попадать (или не попадать) под общественное обсуждение в ЕСЭД
Наш подход: провести общественные слушания и обсуждение по данному вопросу и собрать мнения самих граждан.

- Наделений сверх меры полномочиями администраторов и операторов ЕСЭД, превращение их в бюрократический аппарат. Слабая ориентация на краудсорсинг в управлении и модерации.
Административные барьеры не пропадают, а наоборот увеличиваются. К примеру, в тот момент, когда администратор по своему решению может поменять адресата обращения или даже отцензуировать сам текст. Краудсорсинг же в управлении ЕСЭД прописывается только на самом низовом уровне и с ограниченными правами по отношению к региональным и федеральным операторам. Нет общественной экспертизы и ревизии работы и деятельности администраторов и операторов всех уровней.
Наш подход: более широкое привлечение самих граждан к управлению и администрированию ЕСЭД, реализация общественного контроля и ревизии деятельности операторов ЕСЭД всех уровней. Исключение из функций операторов и администраторов цензуирования и бюрократизации деятельности граждан в ЕСЭД. Обеспечить (обязать) их только полномочиями помощи и рекомендациями гражданам и слежением за функционированием работоспособности ЕСЭД.

- Некая необязательность для исполнения (реакции) чиновниками решений общества, принимаемых в рамках ЕСЭД. Юридическая нелегитимность решений.
Только юридическая легитимность и обязательность исполнения (реакции) принимаемых обществом решений возможна для построения полноценной системы ЭД.
Наш подход: закрепить юридически все механизмы и инструменты, которые будут реализованы в ЕСЭД. Прописать ответственность и обязанности должностных лиц, порядок их реакции на события в ЕСЭД. Перевести информативный характер работы чиновников с ЕСЭД в обязательный.

- Не описан порядок идентификации граждан в ЕСЭД и защита личных данных

- Не описан принцип реализации равного и бесплатного доступа граждан к ЕСЭД
Наш подход: обеспечить доступом к ЕСЭД каждому гражданину РФ, независимо от региона проживания и наличию личных ИК-средств. К примеру обеспечить терминалами ЕСЭД с бесплатным доступом в каждом населенном пункте пропорционально количеству жителей. Терминалы могут быть как мобильные, так и стационарные.

- Отсутствие обратной связи после опубликования проекта на самом портале и механизмов учета высказанный мнений и предложений
Автор ответил только на пару комментариев. А как будут учитываться и обрабатываться высказанные предложения и замечания не было описано вовсе.
Наш подход: Комментирование данного документа открыто с самого начала его разработки. Редакторы данного документа стараются учесть высказанные в комментариях мнения. И с их учетом вносят корректировки в текст. При наличии желания и конкретных предложений от комментирующего - ему дается доступ к редактированию самого документа. Данный документ не является авторским и поэтому его или его части можно использовать при составлении альтернативных своих версий.


1.2. Определение электронной демократии, ее основные принципы и цели. Обоснование необходимости ее внедрения

Электронная демократия — форма демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как основного средства для коллективных мыслительных (краудсорсинг) и административных процессов (информирования, принятия совместных решений — электронное голосование, контролирование исполнения решений и т. д.) на всех уровнях — начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным. (Wikipedia)
ЭД является одной из нескольких стратегий поддержки демократии, демократических институтов и демократических процессов, а также распространения демократических ценностей. Она дополняет традиционные процессы демократии и находится во взаимосвязи с ними. ЭД должна быть основана на демократических, человеческих, общественных, этических и культурных ценностях общества, в котором она внедряется.
ЭД тесно связана с качественным управлением, которое является действенным, эффективным, коллективным, прозрачным и подотчетным способом реализации власти в электронной форме. ЭД должна соблюдать и реализовывать фундаментальные свободы и права человека, включая свободу информации и доступ к ней. ЭД характеризуется возможностью облегчения доступа к информации и общественной дискуссии, повышая активность граждан и обеспечивая повышение уровня качества и законности политических решений.
ЭД затрагивает все демократические институты, все уровни управления, всех граждан, вовлеченных в демократический процесс в настоящее время и требует от всех сторон их участия. Граждане, гражданское общество и его институты, СМИ и деловое сообщество одинаково необходимы для разработки и внедрения электронной демократии.
ЭД должна распространяться на все заинтересованные стороны в равной степени.
Цели электронной демократии аналогичны целям эффективного руководства: прозрачность, подотчетность, ответственность, вовлечение, дискуссия, доступность, участие, субсидиарность ( решение задач на самом низком или удалённом от центра уровне), доверие к демократии, демократическим институтам и демократическим процессам, а также социальное сплочение.
Чтобы реализовать данные цели необходимо построить всеобъемлющую систему ЭД, в которой будет реализован широкий спектр инструментов и механизмов, описанных ниже в данном документе. Причем вести построение в открытом формате путем совместной общественной проработки наполнения будущей системы ЭД. Так же необходимо провести широкую информационную поддержку разработки и внедрения ЭД для того, чтобы как можно большее количество граждан узнало о ее возможностях и преимуществах. О том, как будущая система ЭД сможет поднять их жизнь и вовлечение в политику и жизнедеятельность государства на более качественный уровень, как в рамках муниципалитета, так и в рамках региона и страны в целом.



2. Инструменты ЭД, примеры мировой практики

Согласно Рекомендациям Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2009)1 государствам-участникам Совета Европы по электронной демократии понятие «электронная демократия» включает:

2.1. электронный парламент
- использование информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) избранными собраниями представителей, их членами, а также политическими и административными служащими с целью активного вовлечения граждан. В то время как электронный парламент поддерживает принципы представительной демократии, он может предлагать инструменты для изменения культуры представительства таким образом, чтобы обеспечить более инклюзивную, дискуссионную и коллективную форму демократии.

2.2. электронное законодательство
– это использование ИКТ для комментирования, обсуждения, составления, структурирования, форматирования, отправления, исправления, голосования и издания законов, принятых избранными собраниями.

2.3. электронное правосудие
– это использование ИКТ в реализации правосудия всеми заинтересованными сторонами в юридической сфере с целью повышения эффективности и качества государственных служб, в частности, для частных лиц и предприятий. Оно включает в себя электронное общение и обмен данными, а также доступ к информации судебного характера.

2.4. электронное посредничество
– это использование ИКТ с целью нахождения средств разрешения споров без физического присутствия противостоящих сторон: посредниками могут служить электронные инструменты.

2.5. электронная инициатива
- это использование ИКТ гражданами для разработки и выдвижения политических предложений и тем самым участия в составлении политической повестки дня.

2.6. электронные выборы
Электронные выборы являются политическими выборами, в которых на одном или более этапов используются электронные средства.

2.7. электронный референдум
Электронный референдум является политическим референдумом, в котором на одном или более этапов используются электронные средства.

2.8. электронное голосование
- это выборы или референдум, которые предполагают использование электронных средств как минимум при подаче голоса.

2.9. электронные консультации
- это способ сбора мнений обозначенных лиц или широкой общественности по конкретному политическому вопросу без необходимости обязывать ответственное лицо действовать в соответствии с его исходом.

2.10. электронные ходатайства
– это электронная доставка возражений или рекомендаций для демократического института: граждане подписывают ходатайство и могут участвовать в обсуждении данной темы посредством указания в режиме on-line своей фамилии и адреса. Электронные ходатайства облегчают контакт граждан с парламентом и другими демократическими институтами, а также обсуждение и дискуссию между гражданами.

2.11. электронная агитация
– это вовлечение скоординированным образом и при помощи электронных средств, а также побуждение людей к вовлечению других людей с целью мобилизации индивидов в выборных и других кампаниях и/или убеждения их продвигать конкретную идею в попытке прямо или косвенно воздействовать на формирование или реализацию общественной стратегии.

2.12. электронный подсчет голосов
Электронный подсчет голосов позволяет неформально осуществлять подсчет мнений при помощи электронных средств от произвольно выбранных лиц, особенно в отношении какого-либо предложения и набора возможных вариантов реакции на него.

2.13. электронные опросы
Электронные опросы позволяют неформально осуществлять сбор мнений при помощи электронных средств от произвольно выбранных лиц, особенно в отношении какого-либо предложения и набора возможных вариантов реакции на него.

В настоящее время во многих странах мира широко реализованы электронные опросы, электронные консультации, электронный подсчет голосов, электронная агитация, частично электронное правосудие (в части опубликования судебных решений), а также электронные ходатайства. Легко заметить, что все эти инструменты не связаны с реализацией властных полномочий народа как источника власти при демократическом режиме. Их задача — облегчить работу органов власти по сбору, анализу и формированию общественного мнения, а также оптимизировать документооборот и хранение переписки. С другой стороны, органы власти, внедрившие эти инструменты, и не называют соответствующие сайты/разделы сайтов порталами электронной демократии и не претендуют на их всеобъемлющий характер.
Несколько дальше в развитии инструментов электронной демократии пошли правительства Эстонии, Швейцарии, Норвегии, где внедрены системы электронного голосования, на выборах (во всех трех странах) и референдумах (в Швейцарии), а также Финляндии, где недавно была внедрена электронная инициатива.



3. Набор и реализация инструментов ЭД в новой системе

Проект Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года, опубликованный на сайте Минсвязи России e-democratia.ru (далее - Проект), предлагает следующие инструменты ЭД:
- электронные ходатайства (коллективные обращения);
- электронная консультация (общественные обсуждения);
- электронный подсчет голосов;
- электронные опросы.
Как мы уже замечали, эти инструменты, хотя и необходимые для развития электронной демократии, но явно недостаточные, т.к. не дают никаких властных полномочий гражданам и носят исключительно консультативный характер.
Поэтому мы считаем необходимым дополнить функционал единой системы электронной демократии (далее — ЕСЭД) как минимум следующими инструментами:
- электронное голосование;
- электронные выборы (а также электронный сбор подписей за партии/кандидатов);
- электронный референдум;
- электронный съезд политической партии и электронное подписание партийных документов;
- электронное законодательство;
- электронная инициатива.
В противном случае во избежание подмены понятий ЕСЭД надо переименовать, например, в систему он-лайн обсуждений и коллективных обращений, чтобы не вводить граждан и мировое сообщество в заблуждение относительно внедрения электронной демократии в России.

3.1. Электронное голосование

Требования:

а) надежная идентификация голосующего

В данном случае во избежание скупки голосов недостаточно использовать только электронную подпись. Необходимо предусмотреть дополнительные способы идентификации гражданина. Так, например, система электронного голосования (далее - СЭГ) в кантоне Женева (Швейцария) требует ввода номера одноразовой карты для голосования и пароля, а также даты и места рождения, а СЭГ Эстонии использует для идентификации ID-карты и SIM-карты с мобильной идентификацией. Последний вариант нам кажется наиболее приемлемым в условиях России.
Порядок идентификации голосующего с помощью SIM-карты с мобильной идентификацией:

1) Для голосования в интернете голосующий должен иметь:
- SIM-карту с мобильной идентификацией — предоставляется оператором сотовой связи. Мобильную идентификацию необходимо активировать на сайте органов внутренних дел.
- PIN-коды - выдаются вместе с SIM-картой мобильной идентификации;
- компьютер с интернет-соединением.

2) При подключении к СЭГ необходимо ввести номер мобильного телефона. На экране компьютера появится контрольный код. Такой же код отобразится на экране мобильного телефона.
Убедившись, что отображаемые коды идентичны, нужно подтвердить это в телефоне. Затем для идентификации личности СЭГ требует ввести в телефоне соответствующий PIN-код.

В идеале, PIN-коды желательно периодически менять.

б) общественная экспертиза программного обеспечения СЭГ

Такая экспертиза должна осуществляться при внедрении ЭГ, а также перед и во время голосований (по аналогии с осуществлением общественного наблюдения за ходом выборов). Для этого необходимо формировать специальные комиссии, состоящие из представителей правозащитных организаций, политических партий и беспартийных кандидатов (с равным количеством членов от каждой партии/кандидата), а также международных организаций и СМИ.
Кроме того, по примеру СЭГ Женевы необходимо предоставить каждому гражданину, обладающему соответствующими знаниями, возможность ознакомиться с программным кодом СЭГ в любой момент.

в) сохранение тайны голосования

В настоящее время применяются следующие меры по обеспечению тайны голосования при использовании СЭГ:
− база данных «Избиратели/Голосующие» не содержит ФИО, идентификация осуществляется по номерам ID-карт, карт для голосования и т.п.;
− отсутствует связь между базой данных «Избиратели/Голосующие» и урной для голосования;
− голоса в урне не датируются и перед подсчетом перемешиваются.
- ЭЦП “слепая подпись” (http://ru.wikipedia.org/wiki/Слепая_подпись)

г) обеспечение свободы голосования

Очевидно, что сама по себе СЭГ, как и любая другая система дистанционного голосования, не может обеспечить свободу голосования, то есть гарантировать, что на избирателя в момент голосования не было оказано давление. Поэтому необходимо дать избирателю возможность переголосовать на участках для голосования при проведении выборов/референдумов, а также при желании отозвать свой голос из СЭГ. Для этого СЭГ должна выдавать голосующему по завершению голосования зашифрованное подтверждение учета его голоса. С этим подтверждением он может либо обратиться на избирательный участок (на выборах и референдумах), либо отозвать свой голос через СЭГ.

д) обеспечение корректного учета голосов в СЭГ

В частности, могут быть использованы следующие способы:
− единый реестр голосующих для всех каналов для голосования (участок, интернет); Общественные наблюдатели должны иметь доступ к единому реестру в целях его проверки. Кроме того, при запуске СЭГ каждый гражданин должен иметь возможность лично проверить правильность указанных по нему данных в реестре;
− блокирование системой любой операции, не относящейся к процессу голосования;
− счетчик транзакций должен равняться количеству голосов в урне и количеству проголосовавших в СЭГ;
− возможность любому гражданину использовать полученное подтверждение учета его голоса в СЭГ для проверки правильности его учета (только на избирательных участках либо в вышестоящих избирательных комиссиях).

е) возможность применения электронного голосования при политических голосованиях на всех уровнях (местном, субъекта РФ, федеральном)

3.2. Электронные выборы

ЕСЭД должна давать возможность проводить политические выборы (президента, губернаторов и депутатов представительных органов всех уровней), а также собирать инициативные группы и подписи для их выдвижения, используя инструмент электронного голосования, описанный выше.
Считаем, что для устойчивости политической системы, необходимо поэтапное внедрение электронных выборов:
1 этап — тестирование системы на муниципальных выборах в нескольких муниципальных образованиях;
2 этап — тестирование системы на выборах всех уровней в нескольких избирательных округах (на этом этапе СЭГ не должна охватывать более 5 процентов граждан РФ);
3 этап — внедрение электронных выборов на местном уровне по всей стране, а также для голосования российских граждан, проживающих за рубежом, или находящихся в труднодоступных местах;
4 этап — внедрение электронных выборов на всей территории страны.
Механизм сбора инициативных групп и электронных подписей для выдвижения кандидатов можно внедрять, начиная с 1-го этапа.

3.3. Электронный референдум

ЕСЭД должна включать инструмент электронного референдума на всех уровнях (федеральном, субъекта РФ, местном), а также возможность собирать и регистрировать он-лайн в соответствующих избиркомах рабочие подгруппы и инициативную группу по проведению референдума, проводить их собрания он-лайн, а также собирать подписи в поддержку референдума и сдавать их в ЦИК РФ в электронном виде. Необходимо принять соответствующие изменения в нормативные акты, регулирующие проведение референдумов, предусмотрев в том числе равенство нотариально заверенных документов и подписей с документами и подписями в электронной форме, сформированными в ЕСЭД.

3.4. Электронные съезды политических партий и электронное подписание партийных документов

Для дальнейшей либерализации партийной жизни необходимо дать партиям возможность собираться на единой площадке и проводить он-лайн съезды и собрания. Для этого можно использовать предлагаемые Проектом к использованию на 3-м этапе его внедрения технологии онлайн-конференц-связи, а также видеосвязи.
Также в ЕСЭД должна быть реализована возможность подписывать электронными подписями необходимые для регистрации и функционирования партий документы. Такие документы должны приниматься соответствующими органами (Минюстом России и т.п.). Такой механизм подписания документов необходимо внедрить уже на 1-м этапе его внедрения.




3.5. Электронное законодательство

В настоящее время в России уже функционируют две универсальные площадки по предварительной общественной экспертизе законопроектов:
− при Государственной Думе - http://veche.duma.gov.ru (в тестовом режиме);
− при Правительстве РФ - http://zakon.government.ru
И одна специализированная - для обсуждения Закона об образовании: http://edu.crowdexpert.ru/node/64
Мы считаем, что необходимо создать единую площадку для общественной экспертизы законопроектов в рамках ЕСЭД, коль скоро она называется единой системой электронной демократии, либо выкладывать на единой площадке все линки на специализированные площадки для обсуждения законов, чтобы мониторить все текущие обсуждения. Однако один законопроект должен обсуждаться только на одной площадке, чтобы обеспечить качественное обсуждение, репрезентативность экспертной группы, учет всех мнений и выбор лучших редакций. Кроме того, необходимо выработать четкие критерии, по которым законопроекты отбираются для общественной экспертизы. В настоящее время они достаточно размыты: Правительство РФ выносит на обсуждение «ключевые социально-значимые» законопроекты, а Государственная Дума - «законопроекты, размещенные на сайте Государственной Думы». Предлагаем определить такие критерии по результатам электронной консультации с пользователями ЕСЭД.
Также, кроме федеральных законов, необходимо организовать общественную экспертизу нормативных актов субъектов РФ и местных органов власти.
Считаем важным, чтобы обсуждать законопроекты на форуме и предлагать альтернативные редакции мог любой гражданин, зарегистрированный в ЕСЭД. Отбор оптимальных редакций/предложений необходимо производить после обсуждения голосованием пользователей. Также, для обеспечения заинтересованности общественных экспертов, необходимо предусмотреть, что альтернативные редакции, набравшие наибольшее количество голосов в ЕСЭД, будут выноситься на голосование соответствующего законодательного органа.
Вмешательство федерального оператора и администраторов ЕСЭД в работу форума должно быть минимальным. По результатам электронной консультации с пользователями ЕСЭД необходимо установить закрытый список критериев удаления сообщений, а также порядок удаления или изменения сообщений/информации.
Срок общественной экспертизы законопроектов не должен превышать 60 дней в целях обеспечения нормального функционирования госорганов. Более того, в целях повышения оперативности предлагаем ограничить срок общественной экспертизы 30 днями, если за это время по данному законопроекту не было высказано ни одного замечания или предложения. Однако бывают ситуации, когда гражданам необходимо больше времени для обсуждения законопроекта и выработки оптимальной редакции некоторых его пунктов. Для этого необходимо реализовать в ЕСЭД следующий инструмент — электронная инициатива.

3.6. Электронная инициатива

Электронная инициатива — это возможность определенному количеству граждан, зарегистрированных в системе собрать подписи, чтобы вынести на голосование законодательного органа соответствующего уровня изменения в любой принятый/действующий нормативный правовой акт либо потребовать его отмены. ЕСЭД должна давать возможность сбора инициативной группы, подписей в поддержку инициативы, а также передачи электронного реестра подписей и других необходимых документов в соответствующий законодательный орган для регистрации инициативы и проведения слушаний и голосования.
Необходимо установить количество подписей, необходимых для организации электронной инициативы. Определенным ориентиром может служить предложение о введении механизма «российской общественной инициативы»: предложения граждан, набравшие 100 тысяч авторизованных подписей в интернете, должны быть рассмотрены Государственной Думой. Таким образом, для организации электронной инициативы на федеральном уровне можно установить порог в 100 тысяч подписей в ЕСЭД. Для организации инициативы на уровне субъекта РФ цифра должна быть меньше и зависеть от количества жителей. На муниципальном уровне нужное для организации инициативы количество подписей уже установлено законом №131-ФЗ и составляет не более 3 процентов жителей. Также необходимо зафиксировать порядок организации инициативы, сроки сбора подписей, сроки рассмотрения инициативы и проведения голосования законодательным органом, а также установить закрытый список критериев отказа в принятии инициативы.
В случае если законодательный орган откажется принять такую инициативу (при отсутствии нарушений процедуры или действующего законодательства со стороны участников инициативы) или проголосует против, такая инициатива должна быть вынесена на референдум соответствующего уровня (местный, субъекта РФ, федеральный).


Предложения по организации администрирования ЕСЭД

Учитывая, что Федеральный оператор ЕСЭД является ключевым участником системы, считаем необходимым привлечь к его выбору также и гражданское общество, политические партии и СМИ, а не отдавать этот вопрос полностью на откуп государству, как это предусмотрено в Проекте.
Для обеспечения общественного контроля за действиями федерального оператора и администраторов ЕСЭД необходимо обеспечить открытый доступ к журналу совершенных ими операций.
Кроме того, изменение программного кода ЕСЭД должно осуществляться под контролем комиссии, указанной в п.4.1 б) и с помощью пароля, разделенного на части между ее членами.


4. Необходимые условия для развития электронной демократии

- Вовлечение граждан в использование систем
Одним из главных вопрос в процессах принятия решений является обеспечение репрезентативности решений, а репрезентативность является ключевым вопросом легитимности принятых решений.
Текущее понимание демократии считается репрезентативным при превышении определенного порога избирателей на выборах, при этом представители якобы от всего населения могут быть выбраны менее, чем половиной граждан. В электронных механизмов учета мнений или принятия решений представительство граждан может быть и будет еще меньше не смотря даже на сильное вовлечение граждан в сеть.
В связи с этим необходимо определить, какие критерии для репрезентативности мы ставим и какие сервисы на базе этих критериев мы можем строить.

- Доверие граждан
Вторым ключевым вопросом в легитимности принятых решений — является доверие граждан к системам принятия решений.
Кроме того, что системы не должны действительно изменять и влиять на принимаемые решения, они также не должны быть закрыты от народной экспертизы и аудита.
Каждому типу сервисов нужны свои наборы и критерии для обеспечения доверия. Где-то это открытый код, где-то возможность проверки учета своего голоса, где-то возможность провести альтернативный подсчет голосов, мнений и т.д.

- Влияние на государство
Все сервисы и механизмы, которые будут введены в эксплуатация должны обладать четкими механизмами влияния на чиновников и депутатов. Не должно быть «двойных стандартов» или попыток отыграть что либо назад. Без обеспечения понятного влияния на государственные институты любые сервисы электронной демократии не будут востребованы гражданами.

- Открытое государство
Невозможно строить демократию, как электронную, так и бумажную, без публикации информации о деятельности государственных органов, которая обеспечивала бы должный контроль над исполнением принятых решений. В связи с этим предлагается разработать некоторые принципиальные положения относительно политики обнародования государственной информации.
За основу данного документа возможно взять Декларацию информационной открытости.

- Формирование экспертного совета по вопросам электронной демократии и открытого государства.
При внедрении механизмов электронной демократии необходимо учитывать множественные факторы: сохранение тайны голосования и неприкосновенности частной жизни, недопустимость фальсификаций и компрометации системы, обеспечение репрезентативности и равного доступа к системе для всех членов общества.
В связи с этим любые вопросы по внедрению механизмов ЭД должны разрабатываться совместно с экспертами в необходимых областях и быть обсуждены с гражданами.

- Способствование вовлечения граждан в сеть интернет.
Необходимо создавать стимулы для снижения стоимости использования интернета, а также увеличению вовлечения граждан в сеть интернет.


Предложения/замечания присылайте, пожалуйста, на почту:
По разделу 1: Артем Козлюк, [email protected]
По разделам 2, 3: Татьяна Шульга-Морская, [email protected]
По разделу 4: Станислав Шакиров, [email protected]

Благодарим за участие в открытом обсуждении Альтернативной концепции:
http://goo.gl/PXBjn
Георгия Жукова, Алексея Потапова, Романа Евстифеева, Юрия Дьяченко, Сергея Нефедова, Просто Россиянин, marksman.rus, Открытый портал, skor68, olali2009, а также анонимных участников обсуждения.

Так же благодарим всех участников рабочей группы по формированию альтернативной Концепции развития ЭД в России: http://goo.gl/pzraD

Представление проекта на других порталах:
Демократия2: http://democratia2.ru/group/0fc2c620-6a02-499d-b446-ae380400c82e/content
Демократор: http://democrator.ru/problem/7466

Ждем ваших подписей, критики, предложений, замечаний.
Всем желающим предлагаем присоединиться к данному проекту и выработать совместно итоговый вариант.

UPD 1:
Данный проект был представлен 17 мая в рамках круглого стола на Первом Федеральном конгрессе по электронной демократии: http://rario.ru/projects/Congress_programma.php
Докладчики: Артем Козлюк и Татьяна Шульга-Морская

UPD 2:
Презентация “Необходимые инструменты ЭД в ЕСЭД” (Татьяна Шульга-Морская): http://goo.gl/DS9xN

UPD 3:
Проект был презентован в Фонде открытых проектов 7 июня.
Слайд-презентация проекта: http://www.slideshare.net/temychk/c-13203714
16.05.2012 20:00
Слайд-презентация проекта: http://www.slideshare.net/temychk/c-13203714
08.06.2012 09:46 (добавлено)
Укороченная презентация "в 3-х слайдах": http://www.slideshare.net/temychk/ss-13312895
08.09.2012 15:47 (добавлено)
Указать на похожую тему

Для того чтобы Ваш голос был учтен, необходимо подтвердить подлинность Вашего адреса электронной почты.

На Ваш адрес электронной почты было направлено письмо со ссылкой для подтверждения вашего адреса электронной почты и Вашего голоса.

Поддержать тему
Проголосовать против темы № 5463!

Фамилия:
Имя:
Отчество:
E-mail:

На ваш адрес будет выслано
письмо с подтверждением.
 
Скопируйте URL из YouTube
Скопируйте URL из YouTube